Это важно знать!
Если вы заметили в поведении своего ребенка хотя бы один из следующих факторов:
- Разговоры о снижении ценности жизни, нездоровые фантазии на тему смерти, акцентирование внимания на эпизодах сведения счетов с жизнью в фильмах, новостях;
- Появление у ребенка литературы о желании уйти из жизни, просмотр соответствующей информации в интернете;
- Попытки ребенка уединиться. (Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о о желании уйти из жизни, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка);
- Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. (Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними! Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном);
- Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
- Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни;
- Попытки закончить все свои дела как можно быстрее, приведение всех дел в порядок;
- Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям;
- Письменные указания (в письмах, записках, дневнике);
- Словесные указания или угрозы
Бросайте все свои дела и старайтесь все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что подавленное настроение и ощущение потери смысла жизни ушло без следа.
Что поможет изменить ситуацию:
- Для ребенка забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами, ему очень нужна эмоциональная поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки. Предложите ее сами.
- Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?».
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
- Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это».
- Задавайте вопросы о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. Спросить, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, можно предложить свои способы изменения ситуации.
- Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны утвердительные указания.
Если чувствуете, что не можете справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к специалистам!
Пособие для родителей
«Помощь детям в кризисных ситуациях»
В современном мире кризисы являются скорее правилом, чем исключением. Взрослые и дети становятся свидетелями или невольными участниками разных ситуаций, в том числе и кризисных событий. Воздействие сложных, неоднозначных или тяжелых событий зачастую никуда не «испаряется», не «проходит». Чем младше ребенок, тем острее он реагирует на изменения в жизни семьи и общества, сталкиваясь с чем-то новым, неизвестным, непонятным, а потому опасным и пугающим его. Причинами стресса могут стать как вполне безобидные изменения распорядка дня или настроения родителей, так и более серьезные кризисные события — травмы, болезни самого ребенка или близких ему людей, катастрофы, потери.
Мы предлагаем Вам пособие «Помощь детям в кризисных ситуациях» (О.В. Матюхова, Э.Г. Бурачевская), которое поможет Вам научиться лучше понимать своих детей и подопечных, а также справляться с кризисными ситуациями, которые время от времени происходят в нашей жизни. Пособие адресовано родителям, опекунам или приемным родителям и содержит основные рекомендации по ключевым моментам, на которые необходимо обращать внимание при воспитании ребенка, когда семья сталкивается с кризисными ситуациями. Эта информация поможет Вам распознать, что происходит с ребенком, и подскажет способы поддержки. Пособие также будет полезно педагогам-психологам и педагогам учреждений общего среднего образования.
Брошюра разработана начальником Республиканского центра психологической помощи Матюховой Ольгой Викторовной и педагогом-психологом отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Бурачевской Эмилией Геннадьевной и подготовлена в рамках проекта «Безопасная и поддерживающая среда в школе», реализуемого Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
Вы можете познакомиться с текстом пособия и скачать его по ссылке.
Полезные ресурсы
Мотивы, факторы и диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения несовершеннолетних
СУИЦИДАЛЬНО ОПАСНАЯ РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
- Молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- Сверхкритичные к себе;
- Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
- Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Среди суицидентов различаются две категории:
первую составляют лица с низким уровнем социализации, для которых характерна не только социально-психологическая дезадаптация, т.е. нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспособленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Психологический кризис, предшествующий суициду, характеризуется ситуационными реакциями оппозиции и дезорганизации. Человек нередко кончает с собой на высоте злобной агрессивной реакции. Суициденты этой категории и составляют основной контингент лиц, совершающих самоубийства, которые должны быть отнесены к социальным отклонениям агрессивной ориентации;
вторую группу составляют лица с достаточно высоким уровнем социализации, ранее их поведение не выходило за рамки соблюдения конвенциальных норм. В генезе совершаемого ими суицида лежит прежде всего социально-психологическая дезадаптация. Эти лица психологически декомпенсированы и астенизированы, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Психологический кризис в пресуицидальном периоде протекает в форме пессимистических ситуационных реакций, а также реакций эмоционального дисбаланса, реакций отрицательного баланса и реакций демобилизации.
МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрастах предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых. Основными среди них являются:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
1. Психическое неблагополучие как факторы риска:
- предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства;
- депрессивное состояние, эмоциональные проблемы (расстройство настроения, тревожное состояние, чувство безнадежности);
- злоупотребление психоактивными веществами. В подростково-молодежной среде в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств;
- расстройство личности. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как:
импульсивность,
агрессивность,
депрессивность со склонностью к навязчивостям;
- в совершенных самоубийствах молодых людей можно отметить более высокий процент психических заболеваний в семье, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом.
2. Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):
- конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией;
- суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
- симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков и молодежи установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
3. События жизни:
- крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией;
- дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (МАРКЕРЫ) СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Способы информирования о суициде:
- Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
- Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
- Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
- Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).
К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Посещение врача без очевидной необходимости;
- Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
- Расставание с дорогими вещами или деньгами;
- Приобретение средств для совершения суицида.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- Уверения в беспомощности и зависимости от других;
- Прощание;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения;
- Двойственная оценка значимых событий;
- Медленная, маловыразительная речь.
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
- Амбивалентность по отношению к жизни;
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- Переживание горя;
- Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- Вина или ощущение неудачи, поражения;
- Чрезмерные опасения или страхи;
- Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- Рассеянность или растерянность;
СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например:
смерть любимого человека;
сексуальное насилие;
денежные долги;
раскаяние за совершенное предательство;
угроза тюремного заключения;
угроза физической расправы;
получение тяжелой инвалидности;
неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
нервное расстройство;
шантаж;
сексуальная неудача;
измена или уход любимого человека;
ревность;
систематические избиения;
публичное унижение;
коллективная травля;
одиночество, тоска, усталость;
религиозные мотивы;
подражание кумиру и т.д.
Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.