Тьюторский клуб как средство развития культуры исследовательской деятельности участников образовательного процесса
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач.
Создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, креативности, коммуникабельности, активной позиции является основной задачей деятельности тьюторского клуба. Решение данной задачи мы видим возможным через использование системы специальных упражнений, которые призваны научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.
Упражнение «Аллитерация имени»
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени (прилагательное характеризует участника).
Пример: Сергей строгий. Петр прилежный.
Упражнение «Моё имя звучит так…»
Каждый участник должен произнести свое имя с определенной интонацией: весело, грустно, игриво, кокетливо, разочарованно…
Упражнение «Ваше мнение»
Поднимите руку, кто считает, что сегодня холодно.
Поднимите руку, у кого сегодня хорошее настроение.
Поднимите руку, кто сегодня к нам пришел на встречу не очень охотно.
Поднимите руку, кто считает, что сегодняшняя дата – это четное число.
Поднимите руку, кто считает, что педагогов на нашем заседании больше, чем вас, учащихся.
Поднимите руку, кто желает, чтобы сегодня нам всем было интересно.
Упражнение «Удивительный рассказ»
Каждая группа пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы:
Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 2 минуты.
Упражнение «Применить предмет в нестандартной ситуации»
Предлагаем каждой группе выбрать карточку, на которой написано название предмета: гвоздь, консервная банка, скрепка, перчатка. В течение минуты участники обсуждают ответ – находят как можно больше применений данному предмету. Затем ответ озвучивает вслух каждая группа.
Упражнение «Что? Откуда? Как?»
Вашему вниманию предлагаем изображение предмета: придумайте свое название этому предмету и объясните, для чего он предназначен?
Упражнение «Безумный архитектор»
Перед тем, как прозвучит название следующего упражнения, выберите 10 любых слов и запишите их.
Итак, перейдем к архитектуре, давайте построим дом. Представьте, что вам, как архитектору, заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.
Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Составляя проект на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
Упражнение «Блицтурнир»
Каждый участник пишет на листке бумаги по одному вопросу, сворачивает листок и кладет в мешок. Затем участники по очереди вытаскивают листки, читают вопросы и пытаются на них ответить. Другие члены группы также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый имеет право не отвечать.
Упражнение «10 10»
Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят.
Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят.
(Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найти нужные слова).
Упражнение «Сумасшедший генетик»
Возьмите чистый лист бумаги и фломастеры (карандаши). Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное – процесс.
А теперь нарисуйте нечто, что будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей.
У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами.
Упражнение «Отгадай»
У педагога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, сообщить Светлане, что написано на карточке».
Отгадывающим следует обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у них будут возникать в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
Упражнение «Ситуация: что делать?»
Ведущий предлагает каждой группе выбрать карточку, на которой написана ситуация (нестандартная, неординарная). В течение минуты участники обсуждают ответ – решение проблемы, описанной в ситуации. Затем ответ озвучивает вслух каждая группа.
Упражнение «Человек из будущего»
В течение 5 минут участники должны представить своего героя – Человека из будущего, используя в своей защите нестандартные ответы на следующие вопросы:
- Где живет главный герой?
- Что он любит кушать?
- Какая у него профессия?
- …
Защита работ.
Упражнение «Алгоритм действий»
Каждой группе предлагается составить алгоритм (последовательность действий) любой жизненной ситуации и записать его. Главное – алгоритм должен состоять из 10 пунктов (не больше и не меньше). Ситуацию придумывает сама группа (на свое усмотрение).
Упражнение «Творческая жизнь»
Участники в группах получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (то есть не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).
Пример:
- Регулярно выполнять физические упражнения.
- Овладеть техникой медитации и релаксации.
- Вести дневник.
- Записывать умные мысли...
раскрыть » / « свернуть