Выбор профессии - СШ 1 г.Пинска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Выбор профессии

Как правильно выбрать профессию

 Выбор профессии предопределяет будущую жизнь человека. От оптимального выбора напрямую зависят не только возможная самореализация, карьерный рост, материальное положение, но и также то, как сложится жизнь человека в целом.

Хорошо, если вы уже давно определились, кем хотите быть, и все эти годы целенаправленно готовитесь к поступлению. В этом случае Вы вряд ли нуждаетесь в чьих-либо советах, и остается только пожелать Вам успехов во время вступительных испытаний.

В том случае, если Вы еще не сделали свой выбор и Вас мучают сомнения, Вам окажут пользу наши советы.

Во-первых, расстаньтесь с иллюзиями, что есть высоко и низкооплачиваемые профессии. Ваша будущая зарплата определяется не только и даже не столько тем, какую профессию Вы получили, сколько тем, какого профессионального роста вы добьетесь.

Во-вторых, постарайтесь определить, где, в какой отрасли экономики, с каким предметом труда Вы хотели бы работать.

Вы любитель природы? С удовольствием копаетесь на даче, в огороде, тащите всякую живность домой, любите ходить в походы, лазить по горам, а любимые передачи - «В мире животных», «Клуб путешественников», «Прогноз погоды»?

Или Вам необходимо общение с людьми? Вы - лидер по натуре, всегда в коллективе, умеете не только говорить, но и внимательно слушать?

 А может Вас с детства интересует техника и всякие механизмы. Конструктор, машинки, папин компьютер, мамин фен – интересовали Вас прежде всего изнутри.

Спросите себя, Вам интересно корпеть над бумагами, подсчитывать колонки цифр, аккуратно записывать одноклассников в журнал, заполнять дневник, проверять диктант у соседа по парте, чертить, рисовать схемы и планы, переводить со словарем, писать программу для компа?

А если Вы пишете музыку, выступаете на сцене школьного театра, поете, танцуете, рисуете, не зарывайте талант в землю.

  Далее, попробуйте задуматься, сможете ли вы заниматься выбранным делом в течение всей жизни (8 часов в день, 5 дней в неделю, на протяжении 40 лет).

Если да, можно сказать, что первый шаг в выборе профессии Вы уже сделали.

В-третьих, постарайтесь определить, какие школьные предметы имеют профессиональную направленность относительно привлекающей Вас профессии. Например, инженеру придется иметь дело с математикой, физикой, может быть, химией, а мировая художественная культура, например, вряд ли будет значимой с точки зрения его будущей профессиональной деятельности. Молодой человек, которого привлекает история, вряд ли нуждается в высоких знаниях по математике. ( Не поймите это слишком прямолинейно, что есть якобы нужные и ненужные знания. Какой бы ни была Ваша будущая профессия, имеющиеся у вас знания никогда Вас не отяготят и не нанесут ущерба Вашей будущей деятельности. Просто разные предметы имеют разную значимость с точки зрения выбираемой Вами профессии). Помочь Вам определиться может перечень вступительных испытаний на данную специальность.

Определив наиболее актуальные с точки зрения выбираемой профессии предметы, оцените свое отношение к ним и Ваши успехи в их изучении. Например, отметка 4 по математике в Вашем аттестате почти наверняка говорит о том, что вам вряд ли подойдет инженерная специальность. Маловероятно, что высшее учебное заведение широко распахнет перед вами свои двери, если у вас по предмету вступительных испытаний в аттестате стоит даже 7 баллов. И дело не в том, что у Вас не примут документы, или экзаменаторы будут специально «резать» на экзамене. Просто требования на вступительных экзаменах в вуз не будут ниже, чем требования Вашего школьного учителя.

В-четвертых, постарайтесь поговорить с теми, кто достиг профессиональных успехов в интересующей Вас профессии. Человек, достигший профессиональных успехов, может поведать Вам о том, какой интересной может быть работа по данной специальности, и какие трудности Вас поджидают, и какими качествами личности должен обладать профессионал в данной области.

Постарайтесь получить объективную информацию. Если рассказчик очень расхваливает свою профессию, не постесняйтесь спросить его о трудностях. Если он много говорит о проблемах – спросите о том, что интересного есть в его деятельности. Соотнесите его рассказ с собственной самооценкой. Если Ваш собеседник достаточно хорошо знает Вас, поинтересуйтесь, видит ли он в Вас своего будущего коллегу.

Полезным бывает составление двух списков: что я знаю и чего не знаю о своей будущей профессиональной деятельности. Составьте самоанкету – что меня привлекает и что мне не нравиться в будущей профессии.

И, наконец, небольшой совет. Помните, что нет институтов, которые учат на президентов, министров, заслуженных артистов, олимпийских чемпионов и космонавтов. Профессия создает основу для профессионального роста, но каким будет карьерный рост,  большей степени зависит от Вас самих – качества работы, Ваших личных качеств, а не от того, как будет называться Ваша профессия.

За исключением нескольких эксклюзивных профессий, существует не одно учебное заведение, в котором можно получить выбранную профессию. В принципе все учебные заведения дают равное с юридической точки зрения образование. Важное значение имеет и географический фактор и материальное положение Вашей семьи. Постарайтесь узнать, как решается в учебном заведении проблема общежития. Аренда квартиры бесплатной не будет, а родственники в течение пяти лет гостеприимными не будут.

Часто абитуриенты совершают одну и ту же ошибку. Узнав, каким был конкурс на данную специальность в данном вузе в прошлом году, решают для себя, что пойдут туда, где конкурс был меньшим. И в результате попадают туда, где конкурс оказывается большим. Причина? Многие решили пойти на специальность, где меньший конкурс. Вывод: не придавайте большого значения прошлогоднему конкурсу. Угадать, каким будет конкурс в этом году, практически невозможно. Ориентируйтесь на свои жизненные планы, и пусть сопутствует Вам удача. 

СЕМЬ ШАГОВ ДЛЯ ВЕРНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

     8 факторов выбора профессии  /по Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Семь шагов к взвешенному решению

Так как же определить для себя "Кем мне быть?"

1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

АНКЕТА (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов. Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.


АНКЕТА № 1 (для родителей)

"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

И Н С Т Р У К Ц И Я. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).                        
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),       
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:    "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;   "нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

АНКЕТА № 2 (для родителей и детей)

"Каким я вижу своего ребенка"

Вопросы для родителей:
1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;
   а) на следующий год после окончания школы;
   б) через 5-7 лет;
   в) через 20 лет.
2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее. 
3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?
7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое)?
8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?
9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?
10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

Вопросы для школьника:
1. Кем бы ты хотел быть:
   а) на следующий год после окончания школы;
   б) через 5 - 7 лет;
   в) через 20 лет.
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?
3. Каковы твои увлечения?
4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера про­изводственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать))?
7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.