ТЕМА
Для организации деятельности методических формирований учителей по учебным предметам в 2023/2024 учебном году определена тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов».
ЦЕЛЬ
Создание условий для повышения качества образования в рамках учебных предметов через совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в современном образовательном процессе.
ЗАДАЧИ:
способствовать повышению нормативной, методической и предметной грамотности учителей через усвоение содержания нормативных правовых актов, научно-методической и учебно-методической документации, новинок педагогической литературы по организации образовательного процесса;
актуализировать и углубить знания педагогов о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания, способствовать овладению здоровьесберегающими образовательными технологиями;
активизировать методическую работу по включению учителей в деятельность по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в современном образовательном процессе;
ознакомить педагогов с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе;
способствовать освоению учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;
содействовать методическому росту профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
Организация методической работы в 2023/2024 учебном году(смотреть/скачать документ)
Постановление Министерства образования "О научно-методическом обеспечении образования"
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
Тот, кто не растёт, умирает!
В. Астафьев
Наступивший XXI век требует выработки новой образовательной философии, призванной сбалансировать роль учителя, учащихся и учебного заведения в целом в процессе социальной реконструкции.
Организация педагогической деятельности в нашей школе основана на понимании проблемы взаимодействия как процесса, развивающего личность учащегося и совершенствующего личность учителя. Ценностными ориентирами в образовании сегодня являются личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обрабо1ке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни. Изменились и задачи учителя: «Не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать» (Л. Г. Петерсон). Являясь субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, учитель оказывает дидактическое воздействие, организует познавательную деятельность учеников, обеспечивает внутренние мотивы и желания школьников проявлять самостоятельность в получении новой информации. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. «Какой бы роли и позиции учитель ни придерживался, он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире» (М. И. Калинин). Чтобы выдержать такой экзамен, нужно быть мастером своего дела, много знать и уметь.
Таким образом, мы говорим о комплексном формировании и дальнейшем развитии профессиональных компетенций учителя, которые включают предметную, психолого-педагогическую, управленческую, информационно-коммуникативную, профессионально-коммуникативную, а также компетенцию в сфере инновационной деятельности. В этих условиях актуальность и большое значение приобретают методическая служба школы как ресурс достижения качества образования и профессиональная деятельность руководителя методического объединения.
Реализация задач, стоящих перед современной школой, потребовала модернизации методической работы, создания действенной, эффективной, гибкой методической службы, предоставляющей педагогам право выбора форм, методов, приёмов обучения и воспитания, индивидуальной траектории личностно-профессионального развития.
Как показывает практика, в условиях перехода системы управления школы из режима функционирования в режим развития руководство методическим объединением не может осуществляться старыми методами. При поиске новых подходов в управлении учитываются те многочисленные факторы, которые ранее затрудняли реализацию поставленной цели. Среди них:
1)сложившаяся традиционная система методической работы в школе, которая зачастую являлась формальной, велась под принуждением, а не по необходимости;
2)методическое объединение имело вертикальную организационную структуру, в которой учитель рассматривался как объект управления, развития;
3) доминирующими методами методической деятельности являлись метод контроля и принуждения;
4)преобладали фронтальные формы работы.
Как следствие, затраты сил и времени на организацию методической работы были значительнее, нежели получаемый результат. Такая работа не учитывала возросшую компетентность субъектов образования, уровень их требований к методическому обеспечению педагогической деятельности.
Концепция педагогического менеджмента, вошедшая в современное образование, изменяет роль руководителя методического объединения, требуя от него максимального внимания к стратегии и тактике учебного заведения, творчества и гибкости в управлении, совершенствования содержания, методов и приёмов методической работы с кадрами. Ю. А. Конар-жевский, Т. И. Шамова определяют педагогический менеджмент как умение руководителя методического объединения добиваться поставленных целей, направленных на повышение профессиональной компетентности учителей, используя труд, интеллект, мотивацию педагогов.
Применение в процессе руководства методическим объединением элементов педагогического менеджмента (личностно-деятельностного, проблемно-диагностического педагогических подходов; организации и управления успехом; встречного планирования (снизу вверх); индивидуального проектирования; педагогической поддержки; отказа от решения глобальных проблем в пользу реальных педагогических затруднений; преимуществ диалогической и микрогрупповой работы) можно рассматривать как альтернативу административно-командного управления, но альтернативу не отрицающую, а преобразующую управление с учётом всего положительного, что имело место в управлении образованием в прошлом.
С позиций структурно-функционального подхода выделяются такие компоненты конкурентоспособности, как мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, парадигмапьно-прогностический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный' и рефлексивно-оценочный.
В практической деятельности руководителя методического объединения мотивационно-ценностный компонент способствует специальной работе по стимулированию творческой и инновационной деятельности учителей; созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе; реализации программы «Кадры».
Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.
Парадигмально-прогностический компонент предлагает выявление личностных перспектив, самосовершенствование. С помощью диагностики и самодиагностики кадров определяются проблемные зоны и направления развития профессиональных компетенций каждого педагога. Существующие диагностические методики Л. М. Митиной, А. К. Маркова, Л. Н. Захарова позволяют выявить возможности, потребности, интересы педагогов, способствуют определению направлений и перспектив профессионального роста через инновационную деятельность.
Информационно-содержательный компонент включает создание методической копилки лучших уроков и внеклассных мероприятий, а также банка мультимедийных презентаций для проведения уроков, методических семинаров, внеклассных мероприятий. В оказании информационно-методической помощи учителям большое значение имеет функционирование и материальное обеспечение методического кабинета, включающего полный набор методического инструментария: методической и управленческой документации, дидактических материалов к УМК, материалов из опыта работы, творческих работ учащихся, портфолио учителей и многого другого.
Операционнально-деятельносстный компонент включает апробацию и применение на практике таких образовательных технологий, как проектная, адаптивная, кооперативная, технология интерактивной игры, педагогические мастерские интегрированный урок, информационные технологии. На протяжении последнего десятилетия определены наиболее результативные и эффективные формы организации деятельности методического объединения:
—работа творческих групп,
—проблемные и теоретические семинары,
—издание методического журнала,
—встречи по обмену опытом с коллегами учреждений образования района, города и республики,
—обобщение передового опыта,
—творческий отчёт учителя.
Эффективной формой работы внутри методического объединения является создание мобильных творческих групп для решения насущных проблем. Опыт показывает, что в таких группах развиваются возможности учителя, активизируется процесс усвоения методических идей и приёмов, но главное — в группах собираются единомышленники, увлечённые общим делом. Умение работать в коллективе — одна из составляющих педагогической компетентности учителя.
Рефлексивно-оценочный компонент конкурентоспособности учителя определяется успешными результатами аттестации, которые достигнуты благодаря непрерывному повышению квалификации посредством курсовой подготовки, работы над темами по самообразованию, активному; участию учителей-предметников в методической работе. Учителя-предметники дают открьггые уроки в рамках школьной декады педагогического мастерства, проводят – мастер-класс для учителей города. Применение инновационных подходов в организации методической работы способствует повышению уровня профессиональных компетенций педагогов, находит отражение в степени их подготовленности к творческой профессиональной деятельности, отвечающей современным требованиям, повышению уровня педагогической культуры, мотивации к самообразованию, стремлении к самоактуализации личности.
Непрерывное развитие научно-исследовательского творчества — одно из приоритетных направлений методической работы. Учителя не только сами участвуют в научно-исследовательской работе, но и организуют эту деятельность с учащимися. Работа по подготовке школьников к олимпиадам имеет свои особенности: она ведётся одним учителем, с которым учащийся работает на уроке. А, возможно опытными педагогами методического объединения, каждый из которых отвечает за определённый аспект учебной деятельности. Такая подготовка является наиболее результативной.
На протяжении многих лет наши учащиеся показывают хорошие результаты в олимпиадном движении среди школ города, являются дипломантами городских и республиканских научно-творческих конференций. О высоком уровне качества обучения свидетельствуют также результаты централизованного тестирования.
Важным показателем профессионализма педагогов является их высокая творческая активность в организации внеклассной работы по предмету. Ежегодно проводятся предметные недели, ставшие традиционными тематические вечера, посвящённые научным открытиям и национальным праздникам нашей страны.
Формы мероприятий разнообразные: фестивали, брейн-ринги, конкурсы,викторины.
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нём ценность для других педагогов школы, наладить тесное сотрудничество — одна из важнейших задач методической работы. Обобщение передового опыта— это и форма самореализации и самовыражения учителя. Параллельно с обобщением опыта продумывается система мероприятий по его распространению. Диссеминация (распространение) передового опыта учителей школы осуществляются через организацию круглых столов, выступление на педагогических советах, заседаниях городского методического объединения, участие в работе научно-практических конференций, творческие отчёты.
Таким образом, каждый из представленных компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.
Задачи руководителя методического объединения — вовлечь каждого учителя в активную деятельность, способствовать развитию его мотивации на личностно-профессиональное самосовершенствование, обеспечить информационно-методическую поддержку, систему диагностики и самодиагностики результатов профессиональной деятельности учителя, определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной компетентности каждого педагога. Использование элементов педагогического менеджмента в методической работе даёт руководителю методического объединения возможность качественно изменить педагогическое взаимодействие с учителями, сделать его привлекательным и для учителей, и для учащихся, что в свою очередь способствует превращению образовательного процесса из способа усвоения знаний в процесс развития и самосовершенствования его участников.