Учебно-методическая служба - СШ 1 г.Пинска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учебно-методическая служба

ТЕМА

Для организации деятельности методических формирований учителей по учебным предметам в 2023/2024 учебном году определена тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебных предметов».

ЦЕЛЬ 

Создание условий для повышения качества образования в рамках учебных предметов через совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в современном образовательном процессе.

ЗАДАЧИ:

способствовать повышению нормативной, методической и предметной грамотности учителей через усвоение содержания нормативных правовых актов, научно-методической и учебно-методической документации, новинок педагогической литературы по организации образовательного процесса;

актуализировать и углубить знания педагогов о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания, способствовать овладению здоровьесберегающими образовательными технологиями;

активизировать методическую работу по включению учителей в деятельность по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в современном образовательном процессе;

ознакомить педагогов с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе;

способствовать освоению учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

содействовать методическому росту профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.

 

  

Организация методической работы в 2023/2024 учебном году(смотреть/скачать документ)

Постановление Министерства образования "О научно-методическом обеспечении образования"

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ 

Тот, кто не растёт, умирает!

                          В. Астафьев

Наступивший XXI век требует выработки новой образовательной философии, призванной сбалан­сировать роль учителя, учащихся и учебного заведения в целом в процессе социальной реконструкции.

Организация педагогической деятельности в нашей школе основана на понимании пробле­мы взаимодействия как процес­са, развивающего личность уча­щегося и совершенствующего личность учителя. Ценностными ориентирами в образовании се­годня являются личность учени­ка, его способность к самостоя­тельной деятельности по сбору, обрабо1ке и анализу информа­ции, умение принимать реше­ния и применять полученные знания в жизни. Изменились и задачи учителя: «Не поучить, а побудить, не оценить, а про­анализировать» (Л. Г. Петерсон). Являясь субъектом взаимодействия с учащими­ся на уроке, учитель оказыва­ет дидактическое воздействие, организует познавательную деятельность учеников, обе­спечивает внутренние мотивы и желания школьников проявлять самостоятельность в получении новой информации. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится источником духовно­го и интеллектуального импуль­са, побуждающего к действию. «Какой бы роли и позиции учитель ни придерживался, он всегда находится под сильней­шим контролем, под каким не находится ни один человек в мире» (М. И. Калинин). Чтобы выдержать такой экзамен, нуж­но быть мастером своего дела, много знать и уметь.

Таким образом, мы говорим о комплексном формировании и дальнейшем развитии профессиональных компетенций учителя, которые включают предметную, психолого-педагогическую, управленческую, информационно-коммуникативную, профес­сионально-коммуникативную, а также компетенцию в сфере инновационной деятельности. В этих условиях актуальность и большое значение приобретают методическая служба школы как ресурс достижения качества образования и профессиональ­ная деятельность руководителя методического объединения.

Реализация задач, стоящих перед современной школой, потребовала модерни­зации методической работы, создания действенной, эффек­тивной, гибкой методической службы, предоставляющей пе­дагогам право выбора форм, методов, приёмов обучения и воспитания, индивидуаль­ной траектории личностно-профессионального развития.

Как показывает практика, в условиях перехода системы управления школы из режима функционирования в режим раз­вития руководство методическим объединением не может осущест­вляться старыми методами. При поиске новых подходов в управ­лении учитываются те многочис­ленные факторы, которые ранее затрудняли реализацию постав­ленной цели. Среди них:

 

1)сложившаяся традици­онная система методической работы в школе, которая за­частую являлась формальной, велась под принуждением, а не по необходимости;

2)методическое объедине­ние имело вертикальную организационную структуру, в кото­рой учитель рассматривался как объект управления, развития;

3) доминирующими метода­ми методической деятельно­сти являлись метод контроля и принуждения;

4)преобладали фронталь­ные формы работы.

Как следствие, затраты сил и времени на организацию ме­тодической работы были зна­чительнее, нежели получаемый результат. Такая работа не учи­тывала возросшую компетент­ность субъектов образования, уровень их требований к мето­дическому обеспечению педа­гогической деятельности. 

 Концепция педагогического менеджмента, вошедшая в современное образование, изменяет роль руководителя методического объединения, требуя от него максимального внимания к стратегии и тактике учебного заведения, творчества и гибкости в управлении, совер­шенствования содержания, ме­тодов и приёмов методической работы с кадрами. Ю. А. Конар-жевский, Т. И. Шамова опреде­ляют педагогический менед­жмент как умение руководите­ля методического объединения добиваться поставленных це­лей, направленных на повыше­ние профессиональной компе­тентности учителей, используя труд, интеллект, мотивацию пе­дагогов.

Применение в процессе руководства методическим объединением элементов пе­дагогического менеджмента (личностно-деятельностного, проблемно-диагностического педагогических подходов; ор­ганизации и управления успе­хом; встречного планирования (снизу вверх); индивидуально­го проектирования; педагоги­ческой поддержки; отказа от решения глобальных проблем в пользу реальных педагоги­ческих затруднений; преиму­ществ диалогической и микро­групповой работы) можно рас­сматривать как альтернативу административно-командного управления, но альтернативу не отрицающую, а преобразую­щую управление с учётом все­го положительного, что имело место в управлении образова­нием в прошлом.

С позиций структурно-функ­ционального подхода выделя­ются такие компоненты кон­курентоспособности, как мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, парадигмапьно-прогностический, ин­формационно-содержательный, операционально-деятельностный' и рефлексивно-оценочный.

В практической деятельно­сти руководителя методическо­го объединения мотивационно-ценностный компонент способствует специальной работе по стимулированию творческой и инновационной деятель­ности учителей; созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе; реализации программы «Кадры».

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Парадигмально-прогностический компонент предлагает выявление личностных перспектив, самосовершенствование. С помощью диагностики и самодиагностики кадров определяются проблемные зоны и направления развития профессиональных компетенций каждого педагога. Существующие диагностические методики Л. М. Митиной, А. К. Марко­ва, Л. Н. Захарова позволяют выявить возможности, потреб­ности, интересы педагогов, способствуют определению на­правлений и перспектив про­фессионального роста через инновационную деятельность.

Информационно-содержательный компонент включает создание методической копилки лучших уроков и внеклассных мероприятий, а также банка мультимедийных презентаций для проведения уроков, методических семинаров, вне­классных мероприятий. В ока­зании информационно-мето­дической помощи учителям большое значение имеет функционирование и матери­альное обеспечение методиче­ского кабинета, включающего полный набор методического инструментария: методиче­ской и управленческой доку­ментации, дидактических ма­териалов к УМК, материалов из опыта работы, творческих работ учащихся, портфолио учителей и многого другого.

Операционнально-деятельносстный компонент включает апробацию и применение на практике таких образовательных технологий, как проектная, адаптивная, кооперативная, технология интерактивной игры, педагогические мастерские интегрированный урок, информационные технологии. На протяжении последнего де­сятилетия определены наибо­лее результативные и эффективные формы организации деятельности методического объединения:

—работа творческих групп,

—проблемные и теоретиче­ские семинары,

—издание методического журнала,

—встречи по обмену опы­том с коллегами учреждений образования района, города и республики,

—обобщение передового опыта,

—творческий отчёт учителя.

Эффективной формой ра­боты внутри методического объединения является созда­ние мобильных творческих групп для решения насущных проблем. Опыт показывает, что в таких группах разви­ваются возможности учителя, активизируется процесс усвоения методических идей и приёмов, но главное — в группах собираются едино­мышленники, увлечённые об­щим делом. Умение работать в коллективе — одна из со­ставляющих педагогической компетентности учителя.

 Рефлексивно-оценочный компонент конкурентоспособ­ности учителя определяется успешными ре­зультатами аттестации, которые достигнуты благодаря непрерывному повышению квалификации посредством курсовой подготовки, работы над темами по самообразованию, активному; участию учителей-предметников в методической работе. Учителя-предметники дают открьггые уроки в рамках школьной декады педагогического мастерства, проводят – мастер-класс для учителей города. Применение инновационных подходов в организации мето­дической работы способствует повышению уровня профессио­нальных компетенций педагогов, находит отражение в степени их подготовленности к творческой профессиональной деятельно­сти, отвечающей современным требованиям, повышению уров­ня педагогической культуры, мотивации к самообразованию, стремлении к самоактуализации личности.

Непрерывное развитие научно-исследовательского творчества  — одно из приори­тетных направлений методиче­ской работы. Учителя не толь­ко сами участвуют в научно-исследовательской работе, но и организуют эту деятельность с учащимися. Работа  по подготовке  школьников к олим­пиадам имеет свои особен­ности: она ведётся одним учителем, с которым учащийся работает на уроке. А, возможно  опытными педагогами методического объединения, каждый из кото­рых отвечает за определённый аспект учебной деятельности. Такая подготовка является наи­более результативной.

На протяжении многих лет наши учащиеся показывают хорошие результаты в олимпиадном движении среди школ города, являются дипломантами городских и республиканских научно-творческих конференций. О высоком уровне качества обу­чения свидетельствуют также результаты централизованного тестирования.

Важным показателем про­фессионализма педагогов яв­ляется их высокая творческая активность в организации внеклассной работы по предмету. Ежегодно проводятся предметные недели, ставшие традиционными тематические вечера, посвящённые научным открытиям и национальным праздникам нашей страны.

Формы мероприятий разно­образные: фестивали, брейн-ринги, конкурсы,вик­торины.

Выявить творческий потен­циал учителя, изучить его опыт, увидеть в нём ценность  для дру­гих педагогов школы, наладить тесное сотрудничество — одна из важнейших задач методической работы. Обобщение передово­го опыта— это и форма само­реализации и самовыражения учителя. Параллельно с обобще­нием опыта продумывается си­стема мероприятий по его рас­пространению. Диссеминация (распространение) передового опыта учителей школы осуществляются через организацию круглых столов, выступление на педагогических советах, заседаниях городского методического объединения, участие в работе научно-практических конференций, творческие отчёты.

Таким образом, каждый из представленных компонентов является относительно самосто­ятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития лич­ности и воплощает в себе един­ство сознания, деятельности и общественных отношений.

Задачи руководителя мето­дического объединения — во­влечь каждого учителя в актив­ную деятельность, способство­вать развитию его мотивации на личностно-профессиональное самосовершенствование, обе­спечить информационно-методическую поддержку, систему диагностики и са­модиагностики результатов про­фессиональной деятельности учителя, определить конкретные проблемы и направления раз­вития профессиональной ком­петентности каждого педагога. Использование элементов педа­гогического менеджмента в ме­тодической работе даёт руково­дителю методического объеди­нения возможность качественно изменить педагогическое взаи­модействие с учителями, сде­лать его привлекательным и для учителей, и для учащихся, что в свою очередь способствует превращению образовательно­го процесса из способа усвое­ния знаний в процесс развития и самосовершенствования его участников. 

Заседание УМО учителей I ступени

раскрыть » / « свернуть